Новосибирский драматический театр под руководством Сергея Афанасьева заработал в собственном здании на улице Максима Горького благодаря национальному проекту «Культура», инициированному президентом России. На реконструкцию выделили около 620 млн рублей из городского, областного и федерального бюджетов. Спустя год после переезда художественный руководитель театра Сергей Афанасьев устроил «Новосибирским новостям» экскурсию по зданию, во время которой рассказал, остались ли в помещениях недоделки и что необычного здесь можно найти, только переступив порог:
— Эти две двери — парадный вход, у нас есть ещё одна такая же дверь, это вход в кассовый зал — сюда можно зайти, купить билеты, видите, такая фиолетовая дверь. А здесь на полу мозаичная эмблема — логотип нашего театра. Чтобы никто и никогда не путал, какой театр здесь должен находиться. Должен сказать, что для меня это было сюрпризом — сделали это по собственной инициативе, в проекте этого не было.
Это называется первое фойе, зелёное фойе, здесь нас встречают капельдинеры — молодые девушки в красивых костюмах, чтобы зрители сразу могли окунуться в атмосферу театра. Слева — это тоже наше ноу-хау: на керамических тарелках сделаны портреты действующих ныне артистов. Отделка везде уникальная, оригинальная, придуманная нами с дизайнерами. Нет такого, что просто обои приклеены и так далее, этого нет нигде.
Обратите внимание на пол — это тоже уникальная плитка. Нашли такую плитку в Непале и специально привезли. После сдачи здания мы уже ничего не переделывали. Вы у меня пытливо спрашивали про недостатки, но их не было, потому что все были устранены в период строительства.
Есть комната для застольных репетиций. Мы здесь проводим репетиции на первоначальном этапе работы над спектаклем и здесь же принимаем гостей. Ну, например, приезжают к нам москвичи или не только москвичи. Допустим, 21 числа у нас в гостях будет народный артист России, представитель союза театральных деятелей Владимир Владимирович Машков. У нас есть специальный звонарь, который подходит и даёт первый звонок. Колокол это наш фирменный, именной. Этот колокол был подарен нам 20 лет назад Виктором Кузнецовым, который занимался литьём колоколов церковных здесь, у нас в городе. И отлил для нас специальный колокол. Здесь написано «Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева». А здесь написано «Жизнь коротка — искусство бесконечно».
А тут у нас такой почётный уголок, помимо двух зеркал, которые радуют наших зрительниц — им есть куда подойти и сфотографироваться. Здесь у нас стоит бюст Антона Павловича Чехова. Это работа нашего артиста Артёма Чернова. Который помимо того, что он актёр, он ещё занимается скульптурой.
Мы сейчас очень тихо войдём в зал, потому что там идёт прогон — у нас через пару дней премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира, который ставит моя ученица Регина Тощакова. Мы очень тихо зайдём, поснимаем, а потом я вам всё расскажу.
Двери прекрасные совершенно, деревянные двери. Видимо, сейчас перерыв — нам повезло. Там за столиком сидит гений русского театра Регина Тощакова, наш молодой режиссёр. Это актёры, гримёры, костюмеры, весь технический персонал. Сейчас все заняты подготовкой к будущей премьере, поэтому весь театр сейчас похож на авральное судно.
Сцена вся сделана по новым технологиям, в полу там есть небольшой квадратик — это люк, который опускается в трюм сцены. Их три ряда, три линии, по шесть люков в каждой линии. И там такие мини-лифты, которые поднимают либо человека, либо какую-то декорацию. Сложнейшее оборудование, всё цифровое. Естественно, им надо уметь управлять. Пока ещё год прошёл, и наши сотрудники, наши техники пока разбираются, как сделать так, чтобы летом кондиционер охлаждал, а зимой грел — не всегда это совпадает.
Я обдумывал больше 30 лет, каким должен быть этот театр. И вот я придумал, что он должен быть таким. Конечно, одно удовольствие было работать с нашими архитекторами. Они не только слышали, что я говорю, но и дополняли, улучшали всё это и превращали в архитектуру — это, как известно, застывшая музыка. В архитектуру, которая на сегодняшний день, на мой взгляд, является самостоятельным произведением искусства.
Я считаю, что это гениальный проект. Знаю, что он родился по инициативе президента, и благодаря этому проекту по России очень много сделано по части восстановления, реставрации культурных памятников, строительства театров и так далее. И вот наш театр тоже попал в такую программу.
Когда возникла идея строительства театра, естественно, в первую очередь возник вопрос, где брать деньги. Руководство области и города отнеслось к этому с пониманием и сказало, что всё, что можно, сделает. Но проект был достаточно дорогостоящим, поэтому обратились в Москву, в министерство культуры. И очень удачно обратились, потому что на момент обращения у нас была готова вся проектно-сметная документация, а именно это было главным условием получения средств по национальному проекту «Культура».
Мы практически за несколько месяцев, за летний период и за осень, перенесли на сцену 25 спектаклей, идущих в подвале. Это огромная работа — на постановку одного спектакля уходит 3-4 месяца, мы же 25 спектаклей перенесли, а это же не просто пол подмести — и играйте, нет. Это ведь и адаптация декораций, какие-то костюмы надо было переделать, надо было свет поставить, это громадная работа, то есть практически это реконструкция спектакля.
Помимо этого, уже сделали несколько новых постановок. У нас в работе сейчас ещё 4-5 спектаклей находятся, так что мы в ближайшее время будем всё чаще и чаще радовать зрителей, да что там говорить, и себя, новыми премьерами.
Нет ни ностальгии по подвалу, ни эйфории от того, что мы зашли сюда. Я не захожу каждый день и не говорю: «Боже мой, что мы натворили!» Понимаете, когда ты занят делом, твоё внимание занято этим делом конкретно. Я думаю о том, чтобы не болели артисты, чтобы вовремя шли спектакли, чтобы репетиции были плодотворны.
Зрители, которые приходили в подвал, ютились на лестнице и в раздевалке, в туалет и буфет была одна и та же очередь.
Конечно, приходя сюда, зрители до слёз рады. Я не преувеличиваю. Иногда до слёз. Смотрят, заходят в буфет, потом выходят после спектакля и говорят: «Господи, какое счастье, что это наконец-то случилось!» Поверьте, зрители, люди, народ знают, благодаря кому, на какие деньги это всё было сделано. История нас уже взяла с собой, взяла уже к себе, на свои странички. И эта история очень чётко определяет все заслуги, все промахи, просчёты и так далее, и так далее.
Полную версию экскурсии по театру смотрите в этом видео:
#Городское телевидение #Культурный город #Театр #Архитектура