Для Ольги Стволовой инклюзивный театр — это пластика и звук. Премьера «ShakespearиЯ» — о людях, настоящих историях, которые нашли отражение в произведениях Шекспира. Самое большое впечатление производит уникальность каждого участника. Это как раз та ценность, которой нет у артистов других театров. «Я надеюсь, что со временем люди не будут задумываться над тем, что они пришли в инклюзивный театр, а просто будут идти за искусством», — считает Ольга Стволова.
— Люди с особенностями в большинстве своем малосоциальны. А как собралась труппа людей, играющих в вашем театре? Как вы искали их — или они нашли вас?
— Она вообще собирается постоянно. За три года постоянно кто-то собирается, кто- то уходит. Вечное движение. Сегодня труппа состоит не только из людей с первого созыва — мы также проводили кастинг. Я вообще люблю кастинги, люблю отбирать, у меня большие запросы: хочется чтобы всё было по-настоящему, чтобы отбор был жёсткий, и мы делали художественный продукт. В итоге в команде должны быть самые сильные люди. С каждым новым человеком в спектакле появляются иные смыслы.
— Большая доля граждан у нас редко посещает даже стандартные театры. Как людям, которые не видят и не слышат, удалось найти своего зрителя?
— Вы знаете, нам очень сильно повезло. Как-то неожиданно возникла идея инклюзивного театра. Я об этом думала — слышала, что в мире есть такой театр, но тогда это казалось слишком невероятным. И тут моя подруга Олеся Соколова из театра «Старый дом» сказала: «Оля, а почему бы тебе не открыть свою театральную студию? Сейчас все их открывают». Другая моя подруга сказала: «Оля, а может, ты сделаешь, я тоже хочу туда пойти». И тут я подумала, что это знаки судьбы.
Я описала идею и начала скидывать её моим знакомым журналистам. Меня познакомили с театральным продюсером Юлией Чуриловой, которой интересна инклюзия.
Мы просто рассказывали в социальных сетях, постоянно делились нашими новостями и работой — и как-то нам не составило труда продать билеты на наш первый спектакль.
Это не было чем-то невероятным, полномасштабным; просто собрались люди, которым это очень сильно нравилось.
— За три года существования вашего проекта вам удалось поставить пять разных спектаклей. Какой из них вы считаете самым успешным и любимым? И почему?
— Они все, конечно, очень любимые, но самым трогательным считаю спектакль «Моя сказка». Она какая-то искренняя, простая, и всегда работает. Она такая разная, очень сильно меняется каждый раз, потому что меняются люди. Там есть важные темы — поиски любви, а все остальное может трансформироваться, но с другой стороны, мы не выходим за рамки той истории, которую мы придумали. Мне кажется, потому что в этом спектакле нет той самой точки невозврата, когда спектакль перестаёт действовать.
Вообще, спектакли — это целая огромная история, целая жизнь. Каждый спектакль — огромная Вселенная, у него есть свой эмоциональный фон, обстоятельства, которые происходят вокруг, площадки, где проходят репетиции.
— В ваших спектаклях играют разные люди и профессионалы в том числе, как они взаимодействуют с людьми с особенностями?
— Мне кажется, что между профессионалом и человеком с особенностями не может быть недопониманий. В театральных институтах учат быть мягкими, гибкими. И я знаю, как профессиональным артистам интересно работать в такой студии, потому что они видят типажи, ситуации, которых не встречали в обычной жизни.
— По произведениям Шекспира поставлено большое количество постановок, в основном, в классическом варианте. Как пришла идея поставить ваш новый спектакль «ShakespearиЯ» с добавлением историй из своих жизней?
— Такая интересная история. Мы однажды показывали спектакль, после чего режиссёр Олег Жуковский прибежал и говорит: «Оля, там такие у вас ребята, слушай, это просто Шекспир!». Он всё это так эмоционально рассказывал, я потом за ним записала основную идею, и мы подготовили грант, отправили его — и выиграли. Олег уехал в Санкт-Петербург, грант, к сожалению, не такой большой, чтобы оплатить Олегу поездку и проживание в Новосибирске, поэтому мы начали реализовывать идею без него.
— Спектакль по всему творчеству Шекспира или по какому-то определённому произведению?
— Нет, не по всему. Режиссёр слушал наши истории, и в каких он услышал шекспировские отклики, те произведения и выбрал. Там действительно очень интересно, мы писали длинные послания, письма. Все 15 человек написали истории: моя первая любовь, первая встреча с театром. И это были огромные письмена. Он прочитал, но брал далеко не всё, лишь маленькие кусочки — и перемешивал с текстами Шекспира.
— Какая роль отводится вашим личным историям?
— Они там все перемешаны. У Шекспира, по мнению, нашего режиссёра есть какие-то основные темы, он выделил эти темы и задал нам по ним написать свои истории. Мы написали. Главная мысль в том, что ничего не изменилось со времен Шекспира, мы продолжаем жить по этим же сценариям и схемам, исследуя их.
Там всё очень интересно переплетено, и наши личные истории когда-то становятся историями классика.
— Как бы вы сами могли прорекламировать свой новый проект? Почему именно на него стоит идти зрителям?
— Во-первых, это современный театр. Во-вторых, мне кажется, ценность нашей студии в том, что мы делаем спектакли от всего сердца, от всей души. В них есть настоящие люди, которые не играют роли персонажей.
— Вы упомянули в своем блоге, что возраст на премьеру спектакля осознанный. А по-вашему, на какого зрителя он рассчитан, не в возрастной категории?
— Осознанным человек может быть и в семь лет. Спектакль рассчитан на зрителя, который ищет себя в этой жизни. Он узнает что-то новое о мире, хочет открыть какие-то тайны. Для того, кто делает ставки и не боится проигрывать. Для человека не со спокойной душой.
— Ваш проект «Особенный тип» больше о мотивации, для людей с особенностями, или об искусстве? Или же всё в совокупности?
— Я люблю театр и ищу новый художественный язык, новую художественную форму — это об этом. И вообще, со временем мне стали не очень интересны разговоры про особенности здоровья, потому что всё так перемешалось и за эти три года, стёрлись все грани.
Я создаю пространство, в котором готова принять разных людей и это уже не про инвалидность. Это про взаимопроникновение разных искусств, разных мировоззрений.
Спектакль «ShakespeareиЯ» можно посмотреть 3 и 4 декабря на сцене Новосибирского драматического театра «На левом берегу».
#Театр #Культура #Активный город #Город безграничных возможностей #Имидж #Амбиции