В Новосибирске нет исторических кварталов, как в Томске, Иркутске или Красноярске, где можно увидеть сразу и в одном месте много старинных зданий с резным декором. У нас эти дома разбросаны по центральной части города, и, чтобы посмотреть на них, нужно пройти не одну тысячу шагов. Тем, кто решится на такой поход, посчастливится увидеть деревянное кружево не хуже, чем у томичей. Самые старые оконные наличники с богатой резьбой бережно хранят в НГУАДИ. Посмотреть на них вживую довольно проблематично, поскольку в вузе строгая пропускная система, но мы эти артефакты для вас сфотографировали, чтобы картина была полной.
Археологи и этнографы говорят, что в России украшать жилые дома деревянной резьбой начали в 17 веке. Поскольку Новосибирску всего 130 лет, то у нас сохранились подлинные артефакты только прошлого столетия. Они находятся в коридорах университета архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ).
Это мощные наличники со сложными растительными орнаментами. Когда-то они украшали купеческие особняки в центре города. Дома те давно снесли, и только по размеру оконных окладов мы можем представить себе, насколько серьёзными были постройки начала XX века.
Сохранились в НГУАДИ и солярные символы — круглые деревянные элементы, которые крепили на фасад под самый конёк крыши. Сейчас на сохранившихся в нашем городе старинных особняках ещё можно встретить такие «тарелки». Но большая их часть — имитация. Аутентичный декор, к сожалению, до наших дней мало где дожил.
Богатую резьбу, которую мы видим сегодня на фасадах старинных особняков в центре города, воссоздали по эскизам и фотографиям. Примером полного восстановления исторического здания может служить дом купца Ивана Тимофеевича Сурикова (женская гимназия П. А. Смирновой) на улице Ленина, 11.
Деревянная двухэтажка, построенная на этом месте в 1905 году, сгорела в декабре 1999-го. В огне погибла вся бревенчатая часть с резным декором. Дом отстроили заново и полностью воспроизвели всё убранство. Теперь в самом центре Новосибирска — на углу Ленина и Урицкого — мы можем увидеть общественное здание начала XX века, сочетающее элементы барокко, классицизма и традиционной сибирской деревянной архитектуры.
Сначала наличники имели исключительно унитарную функцию — они закрывали щель между стеной и оконной коробкой. Затем их начали украшать обережными узорами, хранящими дом от вторжения злых сил и привлекающими энергию добра. Из дерева вырезали солярные знаки, растительные орнаменты, фигурки животных и птиц.
Чем богаче был хозяин, тем тоньше была резьба на его доме. Чтобы акцентировать внимание на деревянном декоре, элементы красят в контрастный фасаду — как правило, белый — цвет. Это создаёт эффект изящного кружева.
Как рассказал столяр мастерской «Буратинки» Артём Тагильцев, старые мастера делали наличники вручную, используя множество разнообразных инструментов: стамески, разные ножи по дереву. Время, потраченное на работу, зависело от материала (твёрдое или мягкое дерево) и от детализации. Чем больше мелких элементов, тем больше времени уходило на изготовление.
«Если наши прадеды вырезали наличники руками, то сейчас это можно сделать на ЧПУ-станке. Для этого предварительно надо подобрать материалы, разработать эскиз, написать программу. После того как станок вырежет изделие, его края обязательно нужно обработать вручную», — поясняет Артём Тагильцев.
По его словам, поскольку ручной труд дорогой и люди не готовы за него платить, профессия уходит в прошлое. Ещё остаются реставраторы, способные воспроизвести деревянную резьбу по старому эскизу. Их, к сожалению, очень мало. Но и они для удешевления и ускорения процесса используют станки.
Заказов на изготовление ажурных оконных наличников в мастерской сейчас нет.
«Но если бы такой клиент появился, мы бы с удовольствием воспользовались случаем и попробовали сделать», — добавляет столяр.
Кроме наличников и солярных «тарелок», фасады домов оформляли и другими резными элементами. Это причелины — доски, закрывающие торцы брёвен, удерживающих кровлю и тех, из которых сложен сруб, а также прикрывающие торец двускатной крыши.
Подзоры (подкрылки, полотенца, серёжки) — это богато украшенный карниз, отделяющий сруб избы от чердака. Причелины и подзоры украшали геометрическими узорами и растительными мотивами.
На улице Щетинкина, 62 находится бывший арестный дом, построенный в 1915 году. У этого здания окна обрамлены наличниками с пропильной резьбой растительного орнамента. По фасаду под самой крышей проходит такого же типа деревянный подзор.
Контора инженера Григория Будагова на улице Большевистской, 7 — это полностью восстановленный дом. На основании сохранившихся фрагментов и фотоснимков были выпилены новые деревянные элементы декора. Но несколько наличников со стороны улицы Большевистской — аутентичные. Если подойти поближе, то можно увидеть сколы и трещины — следы времени.
Рядом с конторой возвели двухэтажный особняк Сурикова (Большевистская, 5). Наличники с орнаментальным и геометрическим узором выполнили мастера из Барнаула.
Дом на улице 1905 года, 33 — пример городской усадьбы Ново-Николаевска начала XX века, памятник деревянного зодчества. Построен в 1901 году мещанином, скорняком Родионом Копыловым.
Дом на Шамшурина, 100 — образец городской застройки начала XX века. Возведён в 1911 году с использованием приёмов деревянного народного зодчества.
На Депутатской расположен дом купца Якова Истомина, который одно время занимал пост главы городской думы. Убранство особняка сочетает фигурную кирпичную кладку с деревянной резьбой. Построен он в 1903-1905 годах.
На Сибревкома, 18 (бывш. Воскресенская) стоит дом Василия Никитина. Это памятник архитектуры регионального значения. Фасад и окна богато декорированы резьбой. Годы постройки — 1914–1915. Здание представляет собой городской доходный дом Ново-Николаевска начала XX века.
На Инской, 65 находится двухэтажный дом Терентьевых — тоже памятник архитектуры. Композиция главного фасада состоит из двух частей, выполненных в разных стилях: левая часть — деревянный особняк с кирпичным первым этажом, правая — кирпичный особняк. Датируют здание концом XIX – началом XX века. Окна второго этажа украшены наличниками с точёными накладными элементами, с полуколонками токарной резьбы на боковых досках и пропильной накладной и объёмной резьбой на подоконных досках. Большая часть декора, к сожалению, утрачена. Ажурные подзоры и причелины частично сохранились.
#История #Милый город #Красота #Сделано в Новосибирске #Фотогалерея